СМИ блистали глянцем жизни соцлагеря. О мире капитала ничего. Либо плохо. Вот в США дама испекла печенье в форме пятиконечной звезды и загремела за пропаганду коммунизма. Особая стать тогда - Страны Движения Неприсоединения (ныне юбилей организации - 60 лет, а председатель в ней - уважаемый Ильхам Алиев).
"Хинди - русси бхай-бхай".
Финляндия: "На пути активного нейтралитета".
А Европа в репортажах загнивала. Приватно шутили: "Да-а, загнивает. Но запах!"
И вот, похоже, аромат Запада сменился душком корысти. На вестях о неблаговидных делах Западной коалиции. Это удручает. Ибо верили: не даст она в обиду мусульман, тюрков. Спасет ценности седой древности. Так удручало и замалчивание тюркского фактора. После Второй мировой в отличие от Украины и Белоруссии (формально государства с союзным статусом) - Азербайджан и другие республики не имели права голоса в ООН - тюрков оттесняли на задворки истории.
Гораздо печальней удел тюркских братьев в Сирии. По численности третьи в стране. Но без автономии и гарантий сохранения этнической самобытности. Тем паче, достояний культуры и истории. Тюрки мира вправе возвысить голос в защиту братьев в Сирии. Ибо сила - в единстве стремления.
Вот тандем (взаимовыгодный союз) двух авторитетных членов ООН - Турции и Азербайджана. Два государства - один народ. Достижения впечатляют. Мудрые лидеры, держащие руку на пульсе нации. Отстаивающие интересы своих государств, идеалы тюркского единства.
Всем бы усвоить истину: "Аерылганны аю ашар, буленгәнне бүре ашар" (татар.) - "Отделившегося съест медведь, оторвавшегося - волк".
Стратегическое мышление, всесторонне выверенная и взвешенная политика уважаемых Реджепа Тайипа Эрдогана и Ильхама Алиева - надежный залог стабильности, успехов в мировой политике, экономике, бизнесе. Сближая тюркские государства, они претворяют в жизнь вековые чаяния тюркских народов, обладателей древнего этнического кода. Наследников многовековых традиций.
"Жан тартмасада, кан тарта" - "Даже если душа не лежит, зов (притяжение) крови сильней", - наставлял отец нас - всех 10 детей.
Тюрки на Ближнем Востоке несут все тяготы войны. Произвола. Беззакония. Рушатся их старинные памятники культуры. Не болит душа за тюрков-мусульман в Сирии? Ведь все мы от рождения наречены под звуки Корана. И незримая пуповина - духовная связь с Востоком.
"Ана сөте белән кермәгән, тана сөте белән кермәс"-"Не впитал с молоком матери, не получишь с молоком коровы". В заботе о нашем воспитании отец-мулла включал радиостанции Востока. Дом заполняли голоса незримых хафизов Корана. Достигая глубин души.
Одесса.1988 год. Морвокзал. Араб, услышав мое имя, поправил: "Абдель-Бари!"
Воспользовался оказией:
- Пришлите мне Коран! - вручил ему червонец с силуэтом вождя пролетариата, истреблявшего веру, служителей и храмы.
Похоже и сегодня он - духовный гуру, громящих в Сирии культурное наследие. Восток - наш духовный центр. Магнит на генном уровне. Кааба - ориентир. Компас по-татарски - кыйбланамә. У нас спрашивают: "Где твой Кыйбла?" Дескать, какие твои духовные ценности, ориентиры?
Вопрос уместен и к разрушителям храмов в Сирии. Чьи деяния стали притчей во языцех.
2001 год знаменовал XXI век. Для крушащих памятники цивилизации ИГИЛовцев (запрещено в РФ) это вектор поворота к средневековью.
Однажды сдавал жилье беженцам из Сирии - Матезу, Мумину. Нашел в Интернете сюжет с их родины - Ракки. Восприняли болезненно, отказались смотреть. Не зажили, видно, душевные раны.
Мир возмущен варварством на фоне вооруженного противостояния. "Ловят рыбку в мутной воде", - те, кто низводит под корень культурное наследие в Сирии, разрушая неповторимые исторические артефакты. Растаскивает по загашникам. В надежде "толкнуть" или украсить свои апартаменты.
Нет желания чернить Европу. Но вот читаю: в Германии пустеют храмы - все меньше молящихся христиан. На волне роста неофитов из числа немцев бывшие кирхи отдают мусульманам и новообращенным.
Или Франция. Видно, кризис в умах. Одно понятно - зло творимое с предметами старины, древними храмами под прикрытием Западной коалиции в Сирии при участии французов - явно не от избытка духовности.
В Сирии - Армагеддон. Урон бьет по больному месту - психологии арабов и тюрков. Круша уникальные объекты, травмируют душу. Адекватно рождая жажду мести ИГИЛовцам.
Снос памятников и грязный бизнес на артефактах ныне стало достоянием гласности. Известный исследователь истории Кристоф Доппельхофер в негодовании от масштаба террора в отношение культурного наследия Ближнего Востока.
На экране ИГИЛ демонстративно, с цинизмом рушит храм Баал-Шамин в Пальмире. Изничтожает архитектуру, зеркально отражающую уникальное прошлое.
Возможно, с такой же яростью громили Ханскую мечеть в Казани и в древнем Булгаре уникальные строения, могущие сегодня иметь статус общемирового значения. Некогда Петр I, лицезря здесь 56 зданий, повелел их сохранить. Но народ растащил на материалы.
Архитектура Сирии гораздо древнее. Включает более ранние эпохи. Полдюжины памятников истории, объектов культурного наследия мира.
Древние Дамаск, Алеппо, Босра. Античные комплексы.
Посетившие эти места в период сражений пишут: участники боевых действий не ведают, что творят. Бессильны законы гуманитарного права, требующие от воюющих сторон беречь бесценное наследие культуры. Грубо игнорируются требования международного права. Громят ценнейшее наследие культуры и истории. Страна обречена - исчезают артефакты.
Последствия ужасают. Уходят в небытие вызывавшие восхищение мира конфессиональные строения двух мировых религий, памятники. По сообщениям СМИ, в Босре в руинах лежат древние объекты комплекса Мабрак эль-Нака, Храм Нимф, собор Сен-Серж, мечеть Аль-Фатими, медресе Абу Аль-Фидаъа, мечеть аль-Омари и жилья вблизи античного амфитеатра. Вместо мест для молитв ныне лишь останки былых мечетей. В лучшем случае храмы повреждены.
Незавидна судьба Древнего Алеппо. Колоссальный объект исторического наследия стал жертвой в эпицентре войны. Алеппо просто сметен с лица земли. Безвозвратно утеряна архитектура мирового значения. Строения базара, исторической цитадели, жилые кварталы, мусульманские храмы, бани, учебные заведения, объекты общественного значения.
В скорбном списке пострадавших от вандализма Великая Мечеть Умайядов - она наиболее почитаема у приверженцев Ислама. ИГИЛовцы не пощадили фрагмент внешней стены мечети, пытаясь попасть внутрь. Нет минарета - наследия мамлюков XI столетия. Храмовую галерею поглотило пламя. Раздербанен склад рукописей седой старины. Ущерб столь колоссален, что просто не поддается учету.
Вопреки Воланду из "Мастера и Маргариты" Булгакова: "Рукописи не горят", бесценные манускрипты Сирии истребил огонь, либо они безвозвратно утеряны. Робкую надежду подает предположение, что за хищением стоит не желание уничтожить, а выгодно реализовать. Во всяком случае, будут целы и невредимы.
Два миллиарда долларов - оборот от реализации незаконно изъятых древних артефактов в далекой арабской стране. Для информационных агентств мира не секрет, что черные копатели тихой сапой разоряют культурный слой.
Турецкие СМИ (milliyet.com.tr) пишут:
Utanç Günlüğü
Fransız arkeologlar Suriye'de gizli kazı çalışması yapıyor. Gece yürüttükleri kazı çalışmalarında, çıkardıkları kalıntılara veya tarihi eserlere el koyuyorlar. - «Французские археологи проводят ночью секретные раскопки в Сирии. Извлекают и конфискуют исторические памятники, останки, артефакты».
И это в районах тех, кто обозначен как террористическая организация ПКК/РПК.
Раскопки проводят в провинции Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, в древнем городе Дур Катлимну у восточного курорта Гарибе на северо-востоке провинции Дейр-эз-Зор (Холм шейха Хамада).
Словом, кому война, кому мать родна. О таких условиях иные черные копатели могут только мечтать - чтобы неблаговидные дела прикрывали вооруженные формирования. Кстати, есть сведения, что боевиков, создавших «Зону безопасности» "курируют" войска т.н. Западной коалиции (контингенты стран во главе с США).
В тех же Ракке, Дейр-эз-Зоре, Хасеке за надзор отвечают подразделения доблестной армии Франции. Вот такое положение дел.
И исправить его можно лишь совместными усилиями тюркского сообщества. Ведь в ряде памятников старины частица наших тюркских предков. Достояние тюркского сообщества.
Центр истории Кавказа
Габдулбары Давлетгареев,
журналист-международник, пресс-секретарь Конгресса тюркских народов, член Союза журналистов Татарстана и России