ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЧЛЕНАМ КОНГРЕССА США
Уважаемые господа!
Но я далёк от мысли демонстрировать сейчас Вам свою осведомлённость, оперировать цифрами и фактами, которые, поверьте, даже человека с безупречным здоровьем могут ввергнуть в шоковое состояние как минимум.
Напомню буквально основное (ибо не сомневаюсь, что Вы в курсе дела). В ночь с 25-го на 26-е февраля 1992 года, в одночасье, несколько тысяч мирных жителей Ходжалы были подвергнуты изгнанию со своей исконно родной земли, пленению, а также зверскому бесчеловечному уничтожению со стороны военных формирований соседней Армении и одного российского мотострелкового полка.
Официальное число убитых в ту ночь – 613 человек. (Отвечаю Вам своей головой, что их не менее 700, просто 155 человек числятся пропавшими без вести). Но не буду отходить от протокола. Итак – 613.
А теперь совсем о другом.
Очень многие у нас любят американское кино. Вот и вчера, по нашему времени под утро, мы смотрели очередную церемонию присуждения “Оскаров”. Смотрел и я. Но мысли, не скрою, перебегали в сегодняшний день. И я вдруг вспомнил один Ваш фильм, уже достаточно давний. Не буду утомлять Вас названием, фамилиями именитых актёров, которые там играют, поскольку обязан пересказать сюжет – даже если хоть один из конгрессменов этот фильм не видел.
В одном из южных штатов, – где ещё бытуют предрассудки определённого свойства, – двое белокожих мужчин надругались над школьницей афро-американкой, и сбросили с моста, покалечив её и физически и морально. Слава Господу, она выжила. Но её отец отловил этих мужчин и убил. Ему грозит суровое наказание. Адвокат, назначенный на дело – белый. Все двенадцать присяжных – белые. Судья – белый. И это реальный барьер. Адвокат, безупречно подготовившийся к делу, изучивший все тонкости и нюансы, блестяще выстроивший психологический рисунок происшедшего, понимает, тем не менее, что этот НЕ формальный, но всё-таки барьер, ему не одолеть. И тогда он совершает шаг, который в юридической практике могут счесть не корректным. В своей защитной речи он делает основной упор на психологическое, моральное состояние не своего подзащитного, а его пострадавшей дочери, подробно рассказав, что ей пришлось пережить и как это всё может отразиться на её будущей жизни.
И потом, оглядев присяжных, после долгой паузы произносит свою последнюю реплику:
– А теперь, господа, представьте себе, что она – БЕЛАЯ.
И присяжные выносят оправдательный вердикт.
Уважаемые господа!
Уверен, что многие из Вас уже поняли, что я сейчас сделаю.
Я и сам всю сознательную жизнь работаю в кино, и, разумеется, знаю разницу между фильмами и реальной жизнью. Я человек пишущий, а потому очень хорошо знаю цену такому понятию, как сослагательное наклонение. Поэтому я не могу удержаться. Я сделаю это.
Я скажу Вам:
– А теперь, господа, представьте себе, что эти 613 человек – АМЕРИКАНЦЫ.
С извинением за, возможно, отнятое время и глубоким уважением,
РАМИЗ ФАТАЛИЕВ,
кинодраматург
26.02.2013. БАКУ