Несмотря на недолгий период существования Центра истории Кавказа, его проекты заслуженно вызывают общественный интерес и одобрение. О целях и задачах этой общественной организации, о ее работе и многом другом — в беседе директора Центра истории Кавказа, доцента отделения кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям Ризвана ГУСЕЙНОВА с корреспондентом «Азербайджанских известий» Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ.
— Когда был создан Центр истории Кавказа и каковы его цели?
— Создание Центра истории Кавказа несколько лет назад при Институте общественно-политических исследований «AZER-GLOBE» не было случайным. Появление нашего общественного объединения напрямую связано с процессами, идущими в Европе и, даже можно сказать, во всем мире, которые можно назвать глобальной переоценкой или ревизией истории. Эти процессы, в частности, связаны и с распадом СССР. Ведь историко-идеологическая база, созданная в его интересах, сегодня уже не может удовлетворять запросы Азербайджана, как и других постсоветских государств. Но это лишь верхушка айсберга. В мире идут более глубокие процессы, вызванные, по мнению многих авторитетных ученых, началом заката западной цивилизации, которая уже прошла пик своего развития.
Между тем Запад продолжает считать, что создал лучшую в мире формулу существования в лице европейской цивилизации, имеет высшую миссию по ее распространению и пытается сохранить ее любыми путями. Мысль о том, что все лучшее, прогрессивное всегда исходило от Запада, привела лет 250-300 назад к формированию евроцентризма и евроцентристской модели мировой истории.
Хотя евроцентристская теория, вернее ее несовершенство, встречала критику еще при своем возникновении, на нынешнем этапе в глобализующемся мире, по мнению серьезных исследователей, она, прямо скажем, выглядит анохронизмом. И еще один весьма значимый момент: согласно евроцентристской концепции были «расписаны» роль и место каждой страны в мировой истории и культуре, что немаловажно для нас. Особенно то, что была придумана и вписана в рамках геополитических интересов западных держав на Востоке историческая роль Армении. Последствия этого мы пожинаем сегодня, в том числе в виде карабахского конфликта.
Азербайджану, как и центральноазиатским народам, в евроцентристской концепции, и позже в российской историографии, к сожалению, был навязан весьма негативный имидж. Утверждалось, что все тюркские и мусульманские народы — разрушители и губители христианских культур Востока.
А Грузия, Армения и часть славянских народов были представлены как передовые, вынужденные обороняться от варваров — тюрков и мусульман. Благодаря этим формулировкам обосновывалось и ныне оправдывается много преступлений на Востоке, в том числе и агрессия против Азербайджана.
— И как с этим бороться?
— Поднять архивные источники. Мы в Центре исследований Кавказа решили восстановить историю Азербайджана на основе наиболее весомых документов, которые хранятся в архивах царской России, Османской империи, Ирана, Грузии и европейских государств. Мы побывали в архивах разных стран, к тому же сегодня благодаря Интернету у нас есть доступ ко многим ранее закрытым документам. Ныне мы можем обнародовать их в полном объеме с комментариями не только наших ученых, но и зарубежных коллег, сотрудничающих с нами в рамках проектов центра. За последние два года в них приняли участие порядка пятидесяти ученых из многих стран. В их числе — Гурам Мархулия (Грузия), Олег Кузнецов (Россия), Шохрат Саламов (Узбекистан), Татьяна Крупа (Украина) и др. А из азербайджанских ученых — Эльшад Алили, Аббас Исламов и др.
— Какие проекты вы реализовали за это время?
— Одним из первых и знаковых было создание сайта, посвященного 500-летию Ираванской крепости. Тогда же, в декабре 2011-го, состоялась презентация фильма «Армении на Кавказе не было». Затем в рамках новых проектов стали привлекать ученых из-за рубежа. Так появился цикл статей ученых разных стран, объединенных такими темами, как «Тюркский след в древнем мире: разрушение ложной исторической матрицы», «Классики арменистики с критикой армянских первоисточников», «Кавказская политика и наука царской России», «Исследование надписей Гандзасара и других албанских храмов» и др.
А проект «Большой Азербайджан» вылился в мою монографию, посвященную вопросам средневековой азербайджанской государственности и наших исторических земель на Кавказе. Это исследование основано на материалах древних и средневековых рукописей и источников. Мною собрано и приведено около 400 древних, средневековых и поздних источников, описывающих территории Азербайджана на Кавказе — Дербент, Гянджа, Шемаха, Ираван, Карабах, их этнический состав, а также вклад азербайджанского наследия в мировую историю. Об этом написано в древнеассирийских, персидских, античных, грузинских, армянских, арабских, османских, русских, европейских, американских источниках и архивных документах. Все они констатируют одно и то же — наличие здесь тюркского компонента и культуры, более того, все пришедшие сюда завоеватели отмечали, что воевали не с племенами, а с государственными образованиями. Арабский средневековый автор сравнивал Азербайджан по уровню культуры и науке с Андалузией, которая, как известно, символизирует период расцвета мавританской культуры, оставившей глубокий след в истории Испании, Европы всего и мира.
— Есть ли отличия в понятии «государственность» в прошлом и настоящем?
— Безусловно, даже 100-200 лет назад понятия «государственность» и «этнос» были совершено иными. На мусульманском Востоке объединяющим фактором были религия и род, или община. В течение многих веков на исторических землях Азербайджана создавались различные государства, которые вплоть до начала XIX века сохраняли свою независимость, чеканили свои монеты, имели границы, язык, армию, систему госуправления и вели независимую внешнюю политику. Мы находимся на перекрестке, поэтому естественно, что здесь одно государство очень быстро сменяло другое. Наши соседи очень любят апеллировать к тому, что такого названия, как Азербайджан, не существовало. Но название государства Иран по решению Лиги Наций появилось лишь в 1936 году, а Китай — еще позже, но это ведь не означает, что до этого времени они не имели государственности.
Что же касается Армении, которая существует около 2000-2500 лет, то специалисты знают, что все существующие вокруг Римской империи поселения назывались армениями от слова «арм» — окраина. И таких армений было 27. Никто не отрицает, что у армян были своя государственность в Малой Азии, своя культура, обогащенная достижениями народов в ходе взаимообмена во время их диаспоральных странствий, но на Кавказе армян и армянского государства в древности не существовало.
— Вернемся к другим проектам центра.
— У нас есть очень интересный проект, связанный с трудами европейских ученых, писавших об Армении. При изучении оригиналов оказалось, что то, что выдавалось армянскими учеными как дифирамбы в честь их страны, на самом деле было вырванными цитатами из трудов известных европейских ученых. Более того, во многих из них резкой критике подвергались как раз таки армянские источники, о чем ныне умалчивает армянская сторона. В итоге мы начали еще один проект по изучению достоверности армянских первоисточников. Большой вклад в это дело внесли исследования сотрудника центра Эльшада Алили. Оказалось, что оригиналов армянских первоисточников практически нет. К примеру, в самом большом в мире их архиве в Санкт-Петербурге по существу отсутствуют оригиналы армянских манускриптов.
Один из составителей книги «Сокровища академических собраний Санкт-Петербурга», изданной к 300-летию Санкт-Петербурга, доктор исторических наук, профессор Юрий Петросян пишет, что среди многих тысяч единиц хранения армянских рукописей нет ни одного оригинала, 80% — переписанные в 17-18 вв., несколько экземпляров — 14-15 вв. и один экземпляр, возможно, относится к 12 в. При этом он добавляет, что в архиве есть несколько тысяч тюркских оригиналов 7-11 веков. Такая же ситуация в европейских архивах и в самой Армении — в Матенадаране только переписанные версии. В своих работах мы ставим вопрос перед российскими и европейскими историками: «На основе чего делались фундаментальные выводы, если нет первоисточников?».
Выяснилось, что о существовании такого ныне известного армянского автора якобы 5 в., как Моисей Хоренский, не было известно до конца 17 в. «Оригинал» его так называемой рукописи подкинули в Европу армянские же дельцы. Тогда в Европе началась кампания против Сефевидской и Османской империй, цель которой, опираясь на христианское меньшинство Востока, попытаться ослабить и расчленить эти мусульманские империи. В тот период в Европе и появился целый ряд сомнительных армянских манускриптов, на основе которых стремились приписать древнюю историю стран Востока христианским народам. Французский ориенталист Ж.Сен-Мартен, одним из первых ознакомившийся с этими «древнеармянскими» манускриптами, с удивлением писал: «Это же сборники истории татар и других народов. Это же компиляция из разных античных источников!».
Учитывая увлеченность молодого поколения Интернетом, мы решили визуализировать наши проекты, разместив в Сети специально подготовленные видеоролики, успешным примером которого (подтверждение тому — количество просмотров и комментариев) стал первый из серии исторических документальных фильм «Альтернативная история Армении и Азербайджана». Руководитель этого проекта, как, впрочем, и ряда других — политолог Фуад Ахундов. Сегодня мы готовим его телеверсию и перевод на другие языки.
— Что еще в ваших планах?
— Материал собран огромный. Остается работа над ним. И идей много, одна из них связана с наследием Кавказской Албании. Готовится монография о том, с чем связаны передача Албанской автокефальной церкви армянскому католикосату, роль римско-католической церкви в этом и многое другое. Достаточно сказать, что так называемый армянский квартал в Иерусалиме — не что иное, как квартал десяти албанских церквей, отданных ныне армянам.
Еще одна тема связана с понятием «армянин», тем, какую смысловую нагрузку прежде несло это слово. Так называли представителей разных народов, исповедовавших монофизитство, а не только хаев (гайкан, отсюда самоназвание Армении — Хаястан), из которых состоит современный армянский народ.
Учитывая увлеченность молодого поколения Интернетом, мы решили визуализировать наши проекты, разместив в Сети специально подготовленные видеоролики, успешным примером которого (подтверждение тому — количество просмотров и комментариев) стал первый из серии исторических документальных фильм «Альтернативная история Армении и Азербайджана». Руководитель этого проекта, как, впрочем, и ряда других — политолог Фуад Ахундов. Сегодня мы готовим его телеверсию и перевод на другие языки.
— Что еще в ваших планах?
— Материал собран огромный. Остается работа над ним. И идей много, одна из них связана с наследием Кавказской Албании. Готовится монография о том, с чем связаны передача Албанской автокефальной церкви армянскому католикосату, роль римско-католической церкви в этом и многое другое. Достаточно сказать, что так называемый армянский квартал в Иерусалиме — не что иное, как квартал десяти албанских церквей, отданных ныне армянам.
Еще одна тема связана с понятием «армянин», тем, какую смысловую нагрузку прежде несло это слово. Так называли представителей разных народов, исповедовавших монофизитство, а не только хаев (гайкан, отсюда самоназвание Армении — Хаястан), из которых состоит современный армянский народ.
Это и армяно-кипчаки, и армяно-курды, и армяно-таты, и ряд других этносов, наследие которых армяно-хаи (гайкане) присвоили — к культуре этих народов они не имеют отношения. Для ясности приведу аналогию: представим, что из мусульманских народов остались только азербайджанцы, и они называют азербайджанским все наследие мусульманского мира — Мекку, Египет, Ирак, Иран, Андалузию и др. Ведь ясно, что не все мусульманское может быть азербайджанским, или не все католическое является французским, или не все православное — русское. Поэтому несерьезно, когда все монофизитское григорианское наследие ныне стремятся объявить армянским (гайканским).