Отказ властей Еревана от помощи азербайджанской стороны в восстановлении исторического центра армянской столицы вполне естественен, так как истинная цель проекта восстановления старого Еревана – скрыть правду об уничтожении Эриванской крепости.
«Вся программа восстановления исторического центра Еревана была принята в ответ на обвинения азербайджанской стороны по поводу уничтожения Эриванской крепости. Главной доминантой звучало обвинение официального Баку об отсутствии в «древнем» Ереване исторического центра. Сразу же, через несколько недель после обвинений, Армения приняла программу восстановления старого Еревана. Хотя для отвлечения внимания называются разные даты подготовки проекта – 1970-й, 1983-й и 2005-й года. А обнародовали ее почему-то через несколько недель после торжественных мероприятий по 500-летию Эриванской крепости отмеченной в Баку. Таким образом, армянские власти пытаются убедить общественность в том, что все эти несколько десятилетий проект содержался под строжайшей тайной, словно секреты разработки атомного оружия», — сказал Ф.Ахундов
«Сначала была Эриванская крепость XVI века, потом Эривань, а затем уже Ереван. Эта естественная схема развития тысяч городов-крепостей мира. Крепость была прародительницей современной армянской столицы. Также как и Москва развивалась с Кремля, а Баку — с «Ичери Шехер» (Старый город – ИФ-Аз). Это естественно для любого цивилизованного старинного города, постольку поскольку города имеют устойчивую тенденцию развиваться и расширяться, а количество жителей – расти. А для Еревана эта особенность еще более значима, так как сюда было переселено сотни тысяч армян», — сказал Ф.Ахундов.
«При этом тысячи старинных городов берегут как зеницу ока свою крепость, которая в наше время привлекает тысячи туристов. Крепость – это сердце любого старинного города, но в Ереване такого сердца нет, потому что оно уничтожено армянскими вандалами. Так что тут непонятны разглагольствования архитектора Маргариты Гаспарян о планах развития и застройки Еревана. Но неоспоримым фактом является то, что все города не оставались на месте в своем развитии, но при этом ни один план застройки не включал в себя необходимость разрушения исторического центра и крепости, как это было сделано в Ереване. А армянская столица – единственный город в мире, уничтоживший свою прародительницу – Эриванскую крепость для дальнейшего развития. Что это за древний город, где нет исторического центра?! Ереван единственный в мире город-крепость без крепости. Их вандализм подтверждается высказываниями, что Эриванская крепость — это еще не весь Ереван. Как бы восприняли в России фразу что Кремль — это еще не вся Москва?!», — подчеркнул Ф.Ахундов.
Он отметил, что после захвата Эриванской крепости в октябре 1827 года русские войска оценили всю ее мощь, используя как мощный оборонительный комплекс на южных границах Российской Империи.
«Русские войска практически ничего не разрушили в крепости, как утверждают власти Еревана. Им и в голову не приходило сносить такую мощную крепость. Наоборот, они укрепляли ее, как мощный редут на южных границах. Внутри крепости из 800 зданий всего лишь несколько были переделаны под нужды русского гарнизона, что подтверждают и армянские архитекторы. Так, одно из зданий было использовано как арсенал, одна мечеть превращена в православный собор. Но никаких строений русские войска не разрушали, и тем более не сносили крепостные стены. Всю мощь крепости мы можем увидеть на картине Франца Рубо от 1893 года (а это и есть конец XIX века), где крепость предстает вся в ажуре и блеске. На картине видна прекрасно сохранившаяся Эриванская крепость вместе с внутренними строениями. Крепость же была разрушена, или как утверждают армянские архитекторы, «демонтирована» в советские года, особенно в 1960-х годах с применением более современных на тот период машин и механизмов. До этого периода армянам не удавалось разрушить крепость, до того мощными были ее стены», — сказал Ф.Ахундов.
«Внутри Кремля также неоднократно проходили разные перепланировки и изменения, даже ценой разрушения отдельных зданий. Но это никак не касалось стен Кремля, которые без изменений радуют глаз уже не одно столетие», — сказал Ф.Ахундов.
При этом он отметил, что в отдельных городах исторический центр и крепости были разрушены в ходе войн.
«Одним из ярких примеров тому является Варшава. Старая часть этого города почти полностью была уничтожена бомбежками во время второй мировой войны, а Ереван, как известно, никто не бомбил, его разрушали собственноручно сами армяне. Да и Варшаву восстановили сразу после войны, а не через 100 лет, как сейчас планируют армянские власти в своем проекте восстановления старого города», — сказал Ф.Ахундов.
Он отметил, что в целях сокрытия следов преступления армянская сторона прибегает к весьма экзотическим формулировкам.
«Так ереванские власти утверждают, что будут восстанавливать ранее «демонтированные» здания, хотя всем ясно, что они были разрушены, т.е. уничтожены. Как видно, армянская сторона в очередной раз пытается ввести мировую общественность в заблуждение по поводу истинной истории Еревана, полного разрушения Эриванской крепости и всех строений, относящихся к азербайджанской мусульманской архитектуре, прикрываясь оригинальным термином «демонтаж». Надеемся, что армянские власти вытащат из закромов пронумерованные камни и кирпичи демонтированной ранее крепости и смонтируют ее вновь», — сказал Ф.Ахундов.
Он также коснулся вопроса принадлежности Эриванской крепости не Азербайджану, а Персии.
«Если это была персидская крепость, то все равно, зачем же ее надо было разрушать? Ведь это вандализм! Сохранили бы крепость, привлекая туристов, как это делается, в любом старинном городе, например в Баку, Тбилиси, в Москве», — сказал Ф.Ахундов.
По его словам, разглагольствования не об азербайджанской, а персидской принадлежности Эриванской крепости разбивается вдребезги перепиской и книгами русских дипломатов начала XIX века.
«Армяне были заселены на территории азербайджанских ханств по итогам русско-персидских войн начала XIX века, по итогам которых Азербайджан был разделен на две части – северная часть отошла к России, а южная — к Персии».
И тогда многие российские дипломаты, описывая переселение армян, именуют их «армянами аддербиджанскими», а никак не персидскими. Сергей Глинка, который лично участвовал в процессе переселения армян в азербайджанские ханства, вообще назвал свою книгу «Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России», вышедшей в 1831 году. Согласно логике госпожи Гаспарян и других ее поддержавших армянских визави, армяне должны были называться не аддербиджанскими, а персидскими, равно тому как и Эриванскую крепость они с завидным упорством величают не азербайджанской, а персидской», — сказал Ф.Ахундов.
«Почему же армяне назывались аддербиджанскими, а не персидскими? Ответ же в том, что вся территория называлась Азербайджаном. Хотя она и входила в состав Персии, ее по-прежнему, как и сейчас, называли и называют Азербайджаном. Поэтому и крепости, и переселяемые армяне и другие жители этих местностей назывались азербайджанскими», — добавил он.
Ф.Ахундов отметил, что была разрушена не только Эриванская, но также Сардарабская крепость. И вообще весь облик Армении был полностью изменен до неузнаваемости, и вся страна является музеем вандализма и геноцида азербайджанской цивилизации под открытым небом.
«В рамках этой политики геноцида по всей Армении была уничтожена вся азербайджанская архитектура, и приармянена вся албанская христианская архитектура. Уничтожено, изгнано и переселено все азербайджанское население. Все азербайджанские топонимы и гидронимы в Армении и территории Нагорного Карабаха переиначены на армянский лад. Например, из «Большой советской энциклопедиях вы можете узнать, что Степанакерт, на который сегодня претендует Армения, до 1923 года назывался Ханкенди (в переводе с азербайджанского Ханское село – ИФ-Аз), а озеро Севан называлось Гекча (в перев, с азерб., — красивое – ИФ-Аз) и так всего около 2 тыс. топонимов», — сказал Ф.Ахундов.
«А последних азербайджанцев в рамках политики этого геноцида из Нагорного Карабаха выселяли в 1992 году. Наконец, ярким примером армянского вандализма и жестокости служат события 20-летней давности в азербайджанском городе Ходжалы, которые мы вспоминаем сегодня. В ночь на 26 февраля 1992 года армянские бандиты захватили Ходжалы, убив при этом 613 мирных жителей, включая 106 женщин, 63 – детей и 70 стариков с особой жестокостью. Кроме этого, еще 487 человек получили ранения, 1275 человек взяты в заложники. Эти цифры говорят, что азербайджанское население подверглось геноциду», — сказал Ф.Ахундов.