Об истории нынешней Армении, точнее, тех территорий, которые ныне занимает это государство, написано достаточно много. Тема хорошо изучена и в ней практически нет лакун, которые могли бы заполнить собственными измышлениями армянские историографы. Но фальсификаторы нашли выход — за неимением пробелов они просто стали переписывать уже написанную историю, призывая в свидетели своих и чужих историков прошлого и настоящего, искажая их труды и выводы.
В результате получился недоброкачественный коктейль, в котором армянские фальсификаторы сегодня сами барахтаются, не находя брода и делая один неразумный шаг за другим.
Не иначе как неадекватным можно назвать намерение армянской стороны отметить очередной юбилей Еревана. Неадекватным, потому что наши соседи готовятся праздновать день рождения города, которого нет.
Памятник разрушителю
В небольшом по площади Ереване очень много памятников. Среди них много неоднозначных и вызывающих вопросы.
Как сказал в беседе с Day.Az завсектором Администрации Президента Азербайджана, политолог Фуад Ахундов, среди них есть и памятник архитектору и градостроителю Александру Таманяну. В Армении его считают выдающимся, легендарным, имеющим огромные заслуги, новатором, якобы впервые совместившим древние традиции армянской архитектуры с современными достижениями в области строительства. Несмотря на это, в ряду мемориалов, воздвигнутых в честь различных сомнительных лиц вроде нацистов Нжде и Дро, памятник Таманяну занимает не самое последнее место. Почему? Потому что Таманян, являясь архитектором, то есть, по определению — созидателем, в реальности прославился больше не тем, что построил, а тем, что уничтожил.
По словам Ахундова, в мире не принято ставить памятников архитекторам — считается, что лучшим памятником им служат воздвигнутые ими сооружения. Бывают, однако, исключения, какое, например, сделали в Турции, поставив в Стамбуле памятник самому известному архитектору Османской Империи Мимару Синану. Этот творец действительно обогатил не только турецкую, но и мировую архитектуру, создав почти четыре сотни уникальных зданий и сооружений, большинство из которых продолжает служить людям в разных странах мира до сих пор.
А что выдающегося создал «легендарный» архитектор Александр Таманян, на счету которого лишь пара заметных проектов?
По мнению Фуада Ахундова, ответ на этот вопрос дает сам памятник. Политолог напомнил, что на памятнике оружейнику Калашникову изображен созданный им автомат — главное его достижение. Так же и на постаменте памятника Туманяну показано то главное, за что он возвеличен в Армении как архитектор. Это — разработанный им генплан Еревана. Самая главная заслуга Таманяна — то, что его генплан не предусматривал сохранения ереванской крепости…
Единственный в мире, но гордиться не стоит
Ереван сегодня — это единственная в мире столица, не имеющая исторического центра. Поразительно, что город с якобы 2800-летней историей, не сохранил никаких следов своей псевдодревности. Но ведь так не бывает.
По словам Ахундова, мифический Эребуни, провозглашенный пра-Ереваном, находится в 20 километрах от самого города. Если предположить, что это и есть тот самый старый Ереван, исторический центр столицы нынешней Армении, то выходит, что три тысячи лет назад она превышала по площади самые крупные сегодняшние мегаполисы. Это ерунда, и данный археологический объект не имеет никакого отношения к Еревану, считает азербайджанский политолог.
«За примерами не надо далеко ходить. Возьмем наш Ичеришехер. Несмотря на свои нынешние размеры, по историческим меркам это был крупный средневековый город. И современный Баку, как это и принято в мире, формировался вокруг этого исторического центра, который сегодня является сердцем нашей столицы. «Древний» Ереван же почему-то оказался в 20 километрах от Еревана нынешнего. А это невозможно, и с точки зрения и исторической, и археологической обнаруженные останки нельзя назвать Ереваном», — сказал Фуад Ахундов.
Отметим, что Фуад Ахундов является автором книги «Разрушители фальсификаций», уже первая часть которой наделала много шума в рядах армянских фальсификаторов и заставила их броситься на поиски «доказательств» своих измышлений. До этого фальшивая история Армении принималась другими исследователями, скажем так, на веру, после того же, как азербайджанский политолог раскрыл анатомию невероятной по наглости армянской лжи, противостоящей стороне пришлось заняться срочным, но безуспешным поиском доказательств. В частности, вовсю заработал агитпроп в направлении истории Еревана. На носу — юбилей, а трехтысячелетняя история города не признана до сих пор международными научными кругами, что стало большой неожиданностью даже для самих армян, которые привыкли верить в сказки.
Как подчеркнул в беседе с нами Фуад Ахундов, предлагаемую армянскими историками датировку не признают ни в научных кругах, ни в ЮНЕСКО. Потому что армянской стороне до сих пор так и не удалось представить каких-либо достоверных доказательств своей правоты. Парочка откровенно сфальсифицированных артефактов может считаться доказательством для института истории НАН Армении, но не для мировой науки.
Кстати, интересные подробности раскрывает в своем последнем видеообращении проживающий в Харькове общественный деятель, историк, литератор и блогер Филипп Экозьянц. Логично и аргументированно он перечеркивает строчка за строчкой все усилия своих соотечественников выдать желаемое за действительное. То, о чем говорит Экозъянц, не новость — об этом давно говорят азербайджанские ученые, но всегда важно услышать правду из уст представителя самого армянского народа.
С иронией, на основе фактов и неоспоримой логики армянский эксперт разметает нагромождения лжи вокруг истории старинного (но не древнего) азербайджанского города Иреван, переданного новообразованной Армении 29 мая 1918 года и на сегодня полностью стертого с лица земли.
«Среди развалин городов и крепостей, которые мы, армяне, считаем армянскими, нет ни одной надписи на армянском языке… — говорит Экозьянц. — Есть версия о том, что армяне являются потомками и наследниками царства Урарту. Мы, армяне, гордимся и поклоняемся этой древней связи. Это не страшно — верить в сказки и мифы не запрещено. Но мы при этом еще и пытаемся внушить соседним народам, что наша, армянская история является предтечей их истории. А вот такая наша позиция, на мой взгляд, — это заблуждение и основная причина длительных и бессмысленных конфликтов с соседями. Царство Урарту — это древний труп, выкопанный из туманного прошлого человечества определенными силами и с определенными целями».
Экозьянц резонно замечает, что у Рима, «древнее» которого оказался Ереван, достаточно доказательств своей древности. Но все равно ученые до сих пор спорят о его возрасте.
А вот армянам оказалось достаточно одной фальшивки, чтобы уверовать…
Странная история
В истории удревнения Еревана есть много странностей. Например, почему отсутствуют какие-либо фотоматериалы якобы обнаруженных артефактов. Во времена Страбона приходилось полагаться лишь на слово, а в 50-60-е годы прошлого века уже существовали доступные средства для сбора фактов и представления их миру. Существует такое понятие, как паспортизация археологических находок. Она обязательна, так как без нее, без фотографий и четких описаний никто вашу находку не оценит выше, чем предположение или фантазию. Каждый ученый сам заинтересован в паспортизации своих находок. Но только не армянские и не те, кто так или иначе связан с их фальсификациями. Например, академик Борис Пиотровский, раскопавший мнимый Эребуни, провозглашенный предтечей современного Еревана. После его экспедиции, работавшей несколько лет, не осталось никаких археологических свидетельств написанной в середине прошлого века истории этого города. Находки существовали лишь на словах, в которые решено было поверить, так как сами раскопки были организованы по заданию партии и правительства и имели определенные цели. Задание партии нужно было выполнять, и ученые во главе с уважаемым академиком его к своему великому стыду выполнили. Тем не менее, Пиотровский до конца не верил в такую древность армянской истории. Известны его слова, сказанные мошеннику от истории Айвазяну: «Если, как вы утверждаете, древнейшая Армения Мовсеса Хоренаци существовала, то укажите мне хоть один археологический объект в Армении, который бы это подтверждал«.
И все же, неправильно говорить, что при раскопках на горе Арин-Берд, а точнее — Канлы Тепе, ничего не было обнаружено. Там были сделаны находки, связанные с тюркской историей, но они, разумеется, были немедленно потеряны. Зато остался некий камень с клинописью, на котором якобы приведено послание урартского царя Аргишти, да еще на армянском языке (!), в котором тот указал точную дату закладки Еревана. И вот тут начинается самое интересное. Дело в том, что, как не поразительно, на камне значился не только год, но и месяц «рождения» сегодняшней армянской столицы. Указывалось, что он был основан 12-13 октября, что, по мнению директора Центра истории Кавказа Ризвана Гусейнова, полная глупость, поскольку не может быть такой точной датировки в якобы клинописном тексте VIII века до. н.э.
Но оказывается, не все так просто. Как отметил азербайджанский историк, такая датировка имеет далеко идущие цели и притянута к дате захвата азербайджанской Иреванской крепости русскими войсками 1 октября 1827 года. Если перевести 1 октября на новый календарь, то выходит аккурат 13 октября.
«О чем это говорит? Это говорит о том, что дата «клинописи Аргишти» армянскими фальсификаторами была придумана так, чтобы приурочить ее ко дню захвата Эривани русскими войсками. То есть, отмечая так называемый день Эребуни, армяне фактически празднуют день падения азербайджанского Иревана. Возможно, большинство об этом и не догадывается. Но это очень показательный момент, много говорящий о мотивах и инструментах фальсификаторов», — считает Ризван Гусейнов.
С историей Еревана связаны и другие невообразимые, просто немыслимые фальсификации. Так, якобы 2800-летним городом считается новодел, совершенно беззастенчиво отстроенный в конце 60-х годов ХХ века, накануне предыдущего «юбилея». Выстроенная фактически полностью крепость вызвала большое удивление у прибывшей из Москвы комиссии. Армяне заверяли, что это только на время, ради туристов и гостей, которые приедут на юбилей. Сегодня об этом заверении в Армении забыли, и 2800-летие готовится отметить крепость, построенная в середине прошлого века…
Реальный Ереван и безумный проект
А сколько лет Еревану на самом деле? В 2011 году было отмечено всего лишь 500-летие Иреванской крепости. Как видим, до трех тысяч лет реальной истории далеко.
Как свидетельствуют архивные материалы, в 1504-м году сефевидский шах Исмаил поручил своему полководцу Ревангулу-хану построить на территории бейлярбекства Чухурссат крепость. Крепость была возведена за 7 лет на скалистом берегу в юго-восточной стороне реки Занги, ныне переименованной в Раздан. Крепость получила имя в честь Ревангулу-хана, позже ее название стало произноситься как Иреван, поскольку в тюркских языках перед согласной буквой «р» часто произносится гласная «и».
Реальная история Еревана подтверждается и многими зарубежными исследователями. Например, как отмечал российский востоковед Василий Бартольд, «Эривань возникла в качестве селения при Тимуре, а городом сделалась только в XVI веке при шахе Исмаиле и тогда же получила свое нынешнее название». В османских архивах название города проходит как Реван, а в сефевидских — как Иреван.
Несмотря на вопиющие исторические факты (подтверждаемые, в отличие от мнимого Эребуни), в Армении с завидным упорством продолжают готовиться к мнимому юбилею. Как и следовало ожидать, благодаря деятельности того самого архитектора Таманяна, о котором мы упомянули вначале, сегодня у наших соседей возникла огромная проблема — отсутствие у «древнего» города каких-либо следов исторического центра. До совершенного новыми хозяевами города грандиозного акта вандализма, в Иреванской крепости находилось 850 зданий, от которых сегодня не осталось и кирпича. Это и был исторический центр, настоящий Ереван.
Как рассказывает Фуад Ахундов, после празднования 1500-летия Тбилиси в 1959 году, у армян возникла идея «догнать и перегнать» соседей. Так появился миф об Эребуни. Но придумать миф несложно, труднее представить доказательства его реальности. И вот, после того, как историческая общественность отметила 500-летие Еревана, в Армении запаниковали и принялись разрабатывать проект «Старый Ереван». Согласно проекту, в армянской столице должен быть создан псевдоисторический центр, что предполагает разбор на части (!!!) и перенос на территорию, где ранее располагалась Иреванская крепость, зданий конца 19-го — начала 20-го века. Ничего древнее в сегодняшнем Ереване не нашлось.
По словам Ахундова, в «древнем» Ереване нет объектов даже средневековой архитектуры. Как это возможно? Такой вопрос он не раз адресовал армянским «коллегам», но вразумительного ответа не получал.
«Граница Армении — это своеобразная линия водораздела. Внутри Армении одна историография, за ее пределами — совсем другая. Армянская наука полностью противоречит здравому смыслу. Когда мы отмечали 500-летие Иреванской крепости и обвиняли власти Армении в ее разрушении, то армянские власти заявили, что это не азербайджанская, а персидская крепость. Возникает резонный вопрос — а что, если крепость персидская, то это значит, что ее нужно уничтожать?» — подчеркнул азербайджанский политолог, заметив, что на Кавказе, с его древней историей, просто смешно называть старым городом строения начала прошлого века.
В Армении в связи с фальшивым юбилеем готовятся к отражению критических «атак», и не только с азербайджанской стороны. Как уже было отмечено выше, армянскую датировку возраста Еревана не признают в серьезных научных кругах мира, потому как полностью отсутствуют ее доказательства. Тем не менее, в Ереване планируются пышные торжества, рассылаются приглашения, разрабатываются туристические маршруты. Правда, показать туристам будет нечего — проект «Старый Ереван» до октября осуществить не удастся — слишком дорого он обходится и слишком много критики вызывает среди самой же армянской общественности. Разумным людям понятна неадекватность идеи, ее дороговизна и главное — полная бессмысленность.
Тем временем правящий режим продолжает зомбировать общественное мнение своей страны. Недавно министр иностранных дел Эдвард Налбандян обвинил руководство Азербайджана в якобы незнании истории и, позабыв о своем дипломатическом статусе, с иронией пригласил азербайджанских официальных лиц на «юбилей».
Что ж, вовсе не исключено, что после того, как в Армении сметут нынешний режим, придет новая, цивилизованная власть, которая откажется от агрессии и выберет мир с соседями, настанет день, когда в Ереване будут принимать официальных лиц Азербайджана самого высокого уровня. Нет ничего невозможного, если в Армении вдруг сменится политика, если ее власти откажутся от идеологии разрушения и выберут созидание. Сам армянский народ давно этого ждет — во всяком случае, об этом говорят достоверные источники. И хотелось бы в это верить, потому что земля не так уж велика. А наш регион — тем более.
А что касается истории, то зацикленным на своем прошлом соседям можно было бы посоветовать прислушаться к мнению специалистов и относиться к своему «величию» с большим юмором. Иначе их ждет большое разочарование. Ведь как говорил авторитетный историк Гарагашьян, «о прошлом армян не имеются сведения, которые можно было бы считать историей или преданием»…
Лейла Таривердиева